Регистрация

E-mail:*

Пароль:*

Повторите пароль:*

Имя:*


Рождество западных и Восточных христиан, католическое Богоявление

Рождество является и считается великим праздником, который установлен в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество Христово - постоянный важнейший христианский праздник и государственный праздник более чем 100 стран всего мира. 25 декабря Рождество Христово празднуют не одни католики, но и все православные большинства стран мира, лютеране и иные протестантские конфессии. Первые сведения о данном праздновании христианами Рождества относятся еще к далекому древнему 4 веку. Вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является очень спорным, даже вернее неоднозначно решенным среди некоторых церковных авторов. Вероятно, что 25 декабря связано с приходившимся на этот день языческим солярным праздником "Рождения Солнца Непобедимого", который принятия в Риме христианства наполнился совершенно новым содержанием. Согласно одной из современных гипотез, выбор этой даты Рождества произошел по причине одновременного празднования ранними христианами Боговоплощения (зачатия Христа) и Пасхи. Следовательно, в результате прибавления к этой дате девяти месяцев, Рождество приходится на день зимнего солнцестояния.

Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества. В сам канун, в день навечерия праздника (24 декабря) соблюдается самый важный особо строгий пост, который и получил название сочельника, в этот день употребляют в пищу сочиво - сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. По давней традиции, пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. В навечерие праздника вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. Рождественские богослужения совершаются целых три раза: в полночь, на заре и днем, символизируя Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина. В более раннем 13 веке, во времена святого Франциска Ассизского, появился особый обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещают фигурку Младенца Иисуса. Со временем ясли стали ставить перед Рождеством не только в храмах, но даже в домах. Домашние сантоны - макеты в застекленных ящиках изображают грот, в яслях обязательно лежит младенец Иисус. Рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, которые первые пришли на поклонение пастухи, а также животные - бык, осел. Изображают также целые сценки из народного быта: рядом со всем святым семейством помещают крестьян в народных костюмах. Церковные и народные обычаи очень гармонично сплелись в общее празднование Рождества.



В дни празднования Рождества установился обычай преломлять "рождественский хлеб" - все особые пресные облатки, освящают в храмах во время Адвента, - вкушают его как перед праздничной трапезой, так и во время всех первых приветствий и поздравлений друг друга с праздником. Характерный элемент праздника Рождества - это обычай устанавливать в домах красиво наряженное дерево ели, такая языческая традиция зародилась у германских народов, в обрядовости которых ель была символом жизни и плодородия. С быстрым распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает совершенно новую символику: ее устанавливают в домах уже 24 декабря, в виде символа райского древа с изобильными плодами.

Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа - в православии Рождество Христово празднуется 7 января (в отличии от католиков, которые отмечают этот праздник 25 декабря), оно входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом. В этот особый день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие - родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, Богородицы. Придя на землю, Христоса не встречали большим почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и отдельного пристанища - Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных. Первыми гостями божественного младенца были вовсе не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом: "Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях" (Лк 2,10-12).



Пастухи первыми поспешили лично поклониться новорожденному Спасителю. В это время с дарами Царю Мира шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они долго ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим. Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну, они имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть. Святая церковь поет, что все творение Божие встречало Спасителя: ангелы принесли Ему пение, волхвы - дары, пастыри встретили Младенца, земля приготовила пещеру-вертеп, а Матерью Господа стала Дева Мария. Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост, а вот, уже накануне праздника соблюдается строгий пост. В ночь с 6 на 7 января во всех православных храмах совершаются рождественские богослужения. После Рождества наступают святки - святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник.

Праздник Крещения Господня, или Богоявления, уже наравне с праздником Пасхи, является самым древнейшим христианским праздником. Посвящен он обряду крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан, а празднуется Римско-католической церковью 6 января. Согласно большому христианскому вероучению, именно после Крещения Иисус и начал просвещать людей, озарять их светом истины. Более того, в Крещении Христовом человечество приобщилось Его Божественной благодати, получил в этом таинстве очищение живой водой, которое дарует вечную жизнь. Поэтому принятие таинства Крещения является самым обязательным условием принадлежности верующих к Церкви. В западной церкви праздник получил отдельное название Богоявления (греч.Эпифания, Теофания), ведь в момент Крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждал, таким образом, Слово Отца. В церковный календарь праздник Богоявления вошел еще в середине 2 века и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым (Армянская Церковь и до сих пор придерживается этой традиции).

В 4 веке празднование Рождества перенесли на 25 декабря, а у праздника Богоявления сохранилась прежняя дата - 6 января. У католиков центральным содержанием такого праздника Богоявления является церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей - магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. Поэтому праздник Богоявления получил также название Festummagorum (Праздник волхвов) или Festumregum (Праздник царей). В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех королей в костелах совершаются благодарственные особые молебны: Христу как царю приносится в жертву золото, как богу - ладан, как человеку - мирра. Празднование Богоявления включает посещение торжественной мессы в костеле с общим семейным ужином после полуночи у камина с "рождественским поленом". По одной западной традиции в день Богоявления совершается не только освящение воды, но и ладана, и мела, которым все верующие пишут у входа в свои дома начальные буквы имен волхвов: "К+М+В". Верят, что буквы отгоняют злые силы и злые помыслы от дома и от благополучия семьи, которая живет в нем. Мел хранится весь год, как и вода у православных. До сих пор сохранилась традиция жечь костры - "эпифанские огни", которые и освещающие "путь волхвов". Русская православная церковь празднует Крещение Господне 19 января.

Автор: Наталья Андреева