Регистрация

E-mail:*

Пароль:*

Повторите пароль:*

Имя:*


Традиции Пасхи

Пасхой называли жертву, а ритуал Жертвоприношение устанавливается 14 нисана как ежегодный праздник, из этого и следует непосредственное название праздника, отождествляясь с самим названием жертвы.

Исторически, этимологически Пасха напрямую связана с последующим исходом евреев из Египта через все Красное море. Так свт.Григорий Богослов писал о фонетическом изменении слова Пасха: "некоторые, приняли слово это за наименование всего спасительного страдания, после приспособили к эллинскому языку, после изменения Ф на П, и К на X, назвали этот день Пасхою. Но привычка к изменённому слову сделала его более употребительнейшим, ведь оно нравилось слуху народа, словно выражение более благочестное".

Точный расчет даты Пасхи, общим правилом для расчёта даты Пасхи считается: "Пасха празднуется всегда в первое воскресенье после весеннего полнолуния". Весеннее полнолуние - это самое первое полнолуние, которое наступило после дня весеннего равноденствия. Обе Пасхалии - Александрийская и Григорианская - четко основаны на этом главном принципе.Однако Православная и Католическая церковь используют свои разные Пасхалии, что и приводит к тому, что одно правило приводит к разным датам.

Православная Пасха всегда рассчитывается только по Александрийской Пасхалии; дата первого дня Пасхи может выпасть на любой из дней в период с 22 марта вплоть до 25 апреля по юлианскому календарю. Но, если Пасха совпадает с праздником Благовещения (25 марта), тогда она называется Кириопасха. Православные христиане к таким чудесным свидетельствам Пасхи относят точное схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в каждую Великую субботу перед православной Пасхой.

В Римско-католической Церкви дата Пасхи рассчитывается только по григорианской пасхалии. В XVI веке Римско-католическая Церковь проводилабольшую календарную реформу, цель которой было привести рассчитываемую дату Пасхи в точное соответствие с наблюдаемыми явлениями на небе. Новая пасхалия составлена неаполитанским астрономом АлоизиемЛилием и немецким монахом-иезуитом Кристофером Клавием.



Пасха по церковном году:
Относительно Пасхи всегда отмечаются многие переходящие праздники в строгой последовательности евангельских событий:
Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим - это за неделю до Пасхи, Страстная Седмица - неделя, непосредственно, перед праздником Пасхи;Пасха - Светлое Христово Воскресение, Пасхальная неделя - важное явление воскресшего Христа ученикам на 8-й день Пасхи и уверование Фомы, Вознесение Господне - главный сороковой день после Пасхи, Пятидесятница - пятидесятый день после Пасхи.

Основные пасхальные традиции. Практически все пасхальные традиции возникли уже в богослужении. Широкий размах всех пасхальных народных гуляний тесно связан с разговением после Великого поста - время воздержания, когда все главные праздники, семейные тоже переносили на празднование Пасхи. Символ Пасхи - всё, что точно выражает Обновление, Свет, Жизнь.

Пасхальное богослужение. В Пасху, как в наиболее важнейший праздник всего церковного года, совершается особо важное торжественное богослужение. Оно формировалось в самые первые века всего христианства, как крещальное. Большинство оглашенных после долгого подготовительного поста принимали свое крещение в этот особый день.В Церквях еще с древних времён сложилась традиция совершения Пасхального богослужения только ночью; в некоторых странах происходит это ранним утром - с рассветом.

Главные Пасхальные приветствия.Начиная уже с пасхальной ночи, все последующие сорок дней принято христосоваться, приветствовать друг друга словами: "Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!", в этот момент троекратно целоваться. Этот обычай идёт вместе с апостольскими временами: "Приветствуйте друг друга с целованием святым"

Пасхальный огонь всегда играет большую роль в главном богослужении, во всех народных празднествах. Он четко символизирует Свет Божий, который просвещает все народы после Христова Воскресения. В Греции, в крупных городах России во всех православных храмах до начала пасхальной службы все верующие ждутБлагодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае самого успешного прибытия огня из Иерусалима священники очень торжественно разносят его по всем храмам города. Верующие возжигают от него свои свечи. После службы многие даже уносят лампаду с огнём домой, где стараются дольше поддерживать его в течение года. В большом католическом богослужении перед началом Пасхальной службы сразу возжигают Пасхал - особая пасхальная свеча, огонь от которой раздают всем верующим, после начинают основную службу, свеча зажигается на всех богослужениях Пасхальной недели.
В дореволюционное время в России, а на всем Западе и сейчас наприхрамовой территории разжигают большой костёр. С одной стороны важный смысл костра как и пасхальной свечи - огонь это Свет и Обновление.

Пасхальный костёр еще разводят для некого символического сожжения Иуды. С другой стороны, около огня можно греться тому, кто вышел из храма, не дошёл до него, поэтому он является символом костра, где грелся Пётр.

Пасхальная трапезана протяжении Великой Субботы, сразу после пасхального богослужения в храмах освящают все куличи, различные творожные пасхи, яйца, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. Пасхальные яйца верующие всегда дарят друг другу - символ чудесного появления на свет - Воскресения Христова.
По преданию, когда сама Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнился, но сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и все мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным, правда, сейчас яйца красят в разные цвета, традиционный цвет красный, как цвет жизни и победы.
В православной традиции на Пасху освящается артос - такой квасной хлеб особого освящения. Тем, кто не смог причаститься на Пасху можно ощутить единство через вкушение общего хлеба.



Сейчас же артос принято раздавать верующим для хранения дома в течение года, но в самых экстренных случаях использовать какантидор, его принято просто вкушать натощак при болезнях. На творожной пасхе ставят печати с буквами "ХВ" и агнцем. Символ Пасхи - агнец. В южных странах - Болгарии, Италии, Балканах на Пасху обязательно закалывают ягнёнка, или зажаривается "чеверме" ( (болг.) "бедро") или "шиш" ((болг.) "шашлык" из ягнёнка).

Основные приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, дабы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы.

Пасхальный крестный ход. Непосредственно перед Пасхой все православные собираются в храме, после в полночь начинается важный крестный ход с довольно громким пением, стихиры праздника. Затем все шествие подходит к дверям храма, начинается главное богослужение пасхальной утрени.
В Римско-католической Церкви этот крестный ход совершают в богослужение навечерия Пасхи, но только не перед Литургией, а после неё. Крестный ход на Пасху не следует путать с богослужением Крестного пути, особое католическое великопостное богослужение в воспоминание Страстей Господних.

Пасхальный звон, после молчания колоколов в период всех Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий можетсам подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения. Бельгийцы говорят своим маленьким детям, что колокола молчат до Пасхи, так как уехали в Рим и вернутся уже вместе с кроликом и яйцами. Такое особое звуковое сопровождение праздника имеет свой евангельский смысл. Ведь в некоторых церквях Греции, Евангелии начинают читать о землетрясении в Иерусалиме, в церкви поднимается невообразимый шум.

Пасха народной традиции. Вечером на саму Пасху прямо на церковном дворе начинают все народные гуляния. В России народные гуляния с большими хороводами, веселыми играми, качелями продолжались в совершенно разных местностях от одного дня до двух-трёх недель, назывались еще Красная горка. В Болгарии целые сотни заранее изготовленных перед праздником больших и маленьких глиняных горшковярко разукрашенных добрыми пожеланиями сбрасываются с верхних этажей в ознаменование этой пасхальной победы над злом. Любой прохожий может смело взять себе черепок от разбитого горшка на счастье.

В России и Сербии всеми пасхальными яйцами "христосуются" - разбивают по очерёдности их разные концы, как люди христосуются трижды в щёки. Детишки часто устраивают веселые "покатушки" - у кого яйцо будет дальше катиться. Пасхальное крашеное яйцо в русской культуре означает новую жизнь, полное возрождение. Пасхальные яйца в России катались по земле, чтобы она была более плодородной.

В некоторых странах Европы и Северной Америки существует особый обычай утром Пасхи прятать пасхальные яйца. Дети по пробуждении бросаются обыскивать весь дом. Яйца берутся не неизвестно откуда, в итоге малыши обнаруживают "гнездо" главного пасхального кролика с множеством разноцветных яиц. Пасхальный заяц - символ плодородия и богатства в Германии с XVI века, получая широкое распространение по всему миру. В виде зайчиков делают множество игрушек и сладостей, также сувениров, составляющих порой целые семейства, разные профессии.

Во многих двориках еще можно увидеть большие кусты и деревья, красиво украшенные яйцами, разными персонажами, наподобие Рождественской ёлки. На Украине в первый Пасхальный понедельник ребята обливают девчат водой, девчата же "мстят" только во вторник. Во Франции в понедельник жёны могут даже побить мужей, а те уже им во вторник могут тоже ответить.

Автор: Наталья Андреева