Регистрация

E-mail:*

Пароль:*

Повторите пароль:*

Имя:*


Вербное Воскресенье

Это двунадесятый праздник православного календаря, последнее воскресенье перед Пасхой. В Святых Писаниях этот праздник называется Вход Господень в Иерусалим.

Он празднуется верующими православными, католиками и многими протестантами за неделю до Пасхи, т.е. в шестое воскресенье Великого Поста. В 2015 году православные будут праздновать его 5 апреля, а католики 29 марта. В этот день проходит праздничное богослужение, после которого традиционно освящаются веточки верб. В праздник для верующих разрешается послабление поста. Соблюдающие Великий Пост могут позволить себе более разнообразную пищу — можно есть рыбу, использовать растительное масло и даже разрешается выпить немного красного вина.

Какова же история этого праздника?

Считают, что в этот день Иисус Христос въехал в Иерусалим на осле, как Мессия.

Иудеи ожидали, что Мессия — Спаситель Израиля — явится на Пасху. Поскольку Израиль в то время находился под оккупацией римлян, они ожидали национального освободителя от иноземного господства.

Этот Вход Господень в Иерусалим описан всеми четырьмя евангелистами: Марком, Лукой, Матфеем и Иоанном.

В каждом из них есть свои небольшие различия, но до наших времен оно дошло в таком повествовании.

Перед Вербным воскресеньем, в субботу, Иисус воскресил Лазаря, которого очень любил. До этого, когда он был далеко от Вифании, две сестры Лазаря, Марфа и Мария, послали сказать Иисусу, что Лазарь тяжело заболел. Узнав об этом, Иисус сказал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». Иисус пришел в Вифанию только через два дня, зная, что Лазарь уже умер. Сестра Марфа пошла навстречу Ему и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Иисус ответил: «Воскреснет брат твой». Когда они пришли в Вифанию, Иисус подошел к пещере, в которой был похоронен Лазарь, и велел отвалить камень. Камень отвалили, и Иисус возвел очи к небу и воскликнул: «Отче! Благодарю Тебя, что ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал это для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Сказав это, Иисус воскликнул: «Лазарь, иди вон!» И умерший тотчас поднялся из гроба и вышел из пещеры. (Иоанн, гл. 11).

Находясь в Вифании Иисус послал двух своих учеников за молодым ослом. Они привели ему осла. Иисус на молодом осле – символе кротости и миролюбия – торжественно въехал в ворота Иерусалима. На Востоке въезжать в город на осле — символ мира, верхом на коне — символ войны. Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встречает Иисуса очень торжественно. Люди размахивали пальмовыми ветками, расстилали перед Ним свои одежды, пели: «Осанна (спасение) сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!»



Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий. Ведь через несколько дней этот ликующий народ, восхваляющий Христа, будет клеймить Его и требовать Его распятия на Кресте.

С одной стороны этот праздник – символ признания Иисуса Мессией (Христом), а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай.

В церквях во время всенощного бдения в честь праздника Входа Господня в Иерусалим молящиеся встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти. Они держат в руках ветви, цветы и зажжённые свечи. На утрене читается особая молитва на благословение «ваий», то есть пальмовых ветвей, которые в славянских странах заменяются ветками вербы. После службы вербы, которые молящиеся держат в руках, окропляются святой водой.

У евреев был обычай: во время праздника цари и победители въезжали в Иерусалим на ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их, как символ Входа Господня в Иерусалим, но не как Царя, а как Победителя греха и смерти. Это царское прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает для показания, что страдания Спасителя были вольными.

Аналогичным образом проходили празднования и в России. Только Царь вел за уздцы лошадь, на которой восседал Патриарх. Лошади специально приделывали длинные уши, чтобы она походила на осла. Впереди бежали 50 подростков в красных кафтанах. Они снимали с себя кафтаны и стелили на землю перед процессией. Вдоль дороги стоял ликующий народ, размахивая веточками вербы. Поскольку в России пальмы не росли, их заменили ветками дерева, которое распускается раньше всех.

Отсюда и пошло название Вербное воскресенье.

Православные христиане хранят освящённые вербы в течение всего года, украшая ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.