Детский праздник с древними играми
Детские старинные русские игры дома очень весело проходят в детских коллективах. Мы в статье вам предлагаем любимые игры-забавы 19 века. Вы точно удивитесь, насколько они будут интересны и современны, помогут вам открыть много новых идей о том, как проводить семейный праздничный вечер или чем увлечь ваших самых маленьких малышей или гостей в праздники. Эти веселые и забавные игры не требуют ни особого подходящего инвентаря, ни специальной подготовки. А играть можно в маленькой группе, в семье, в большой компании детей и взрослых. В добрый путь в увлекательный мир старинных русских игр!
Игра "Дергачи" - выбирают "водыря" (сейчас мы называем его "водящий", а дети даже сейчас часто говорят по-старинке с явным ударением на первом слоге - "вОда"). Водырю завязывают плотно глаза. Остальные участники игры - основные игроки. В этой игре они называются "дергальщики". Правило игры: игрокам запрещено сходить со своего места. При нарушении этого золотого правила игрок становится "водырем". Ход игры: Водырь стоит в центре комнаты с туго завязанными глазами. Игроки заходят в комнату и садятся около стен. Водырь начинает ходить по комнате.Игроки должны привлекать внимание водыря, "дёргая" его. Например, говорят "Дёрг-дёрг" или шуршат ногами по полу или шуршат своей одеждой по очереди. Вот кто-то дернул водыря за подол, с другой стороны зашептали: "Дёрг-дерг", после этого новый звук - кто-то хлопает по коленям. Водырю нужно угадать, кто его дернул (то есть сказал или хлопнул или издал какой-то звук). Если он угадает, то он передает свою роль дергальщику. Тогда дергальщик, которого разгадали, становится водырем в новой игре.Задача всех игроков - путать хорошо водыря, чтобы он не мог догадаться, кто это. Поэтому они могут говорить не своим голосом - писклявым или наоборот басом и т.д.
Игра "Жмурки у стены", очень веселая и забавная игра. Такая веселая игра очень хороша для Нового года! Ведь она проводится обязательно со свечой и в темноте. И несет незабываемые впечатления, смех и радость. Кроме того, детям нравится игра с тенями и придумывание своих вариантов о том, как можно "провести" ведущего игры. Кем только они не наряжаются! А как смеются, когда их перепутали с … их мамой или папой!!! Вот как играть нужнов старинную игру. В "жмурках у стены" ведущему не завязывают глаза, наоборот, ему потребуется очень внимательно смотреть " в оба глаза". Вам понадобится светлая стена (это может быть стена в коридоре или в комнате). Если у Вас стены темные, тогда можно повесить даже простыню. На расстоянии от стены ставится столик или стул с горящей свечой. Между свечой и стеной ставится стул для водящего.Игроки будут проходить мимо свечи за спиной водящего, чтобы их тень появилась на стене. Игроки по очереди медленно идут вдоль стены, а водящий должен угадать по тени, кто это прошел.Все игроки стараются снова максимально запутать водящего, они могут закутаться в плащ, надеть чужую шляпу, идти присев к полу, наоборот идти на цыпочках, вытянуть шею или втянуть ее, сгорбиться, хромать, согнуться в три погибели, перепутать-переплести руки или ноги, идти парой и т.д. Задача игрока - придумать, как запутать водящего и как пройти так, чтобы тебя не узнали.Водящему запрещено поворачивать голову назад и при угадывании смотреть на человека, а не на тень. Если водящий ошибается, тогда платит фант (выполняет задание - рассказывает шутку, поет куплет песни, поздравляет всех и т.д.). Водящего сменяют, когда он угадал кого-то из игроков или когда все прошли.Для игры советуем подготовить необходимые простые предметы, в которые можно наряжаться - старую простыню, в которую можно закутаться, берет или шляпу, маску, шарф, картонную коробку, элементы костюма типа ушей зайца и т.д. А можно сделать проще - придумывать свой "костюм" для игры всем вместе, разрешить при этом пользоваться всем содержимым шкафа.
Игра "Чет-нечет", отличная игра, чтобы поделить гостинцы или маленькие сюрпризы для гостей.Подготовить нужно заранее небольшие сюрпризы - конфеты, наклейки, маленькие календарики, картинки, значки или открытки, игрушки, карандашики, печенье, вафли и т.д. Можно попросить еще всех гостей захватить с собой немного маленьких сюрпризов и воспользоваться ими для общей игры.Итак, собрав все уже принесенные и собранные Вами сюрпризы, начинаем делить на кучки. Кучки будут разные - в каких-то кучках четное количество гостинцев, а в каких-то нечетное. Кучки накрывают сверху плотными непрозрачными платками, как стандартном старинном варианте. А сейчас мы просто можем положить гостинцы в непрозрачные пакетики - и тогда платки не нужны.Начинаем разыгрывать гостинцы. Первый игрок показывает рукой на одну из кучек и спрашивает: "Чет или нечет?". Второй игрок отвечает или "чет" или "нечет". Подсчитывают подарки в этой кучке. Если второй игрок угадал, тогда он забирает себе кучку гостинцев, задает вопрос третьему игроку (по цепочке): "Чет или нечет?". Третий отвечает и т.д. В этой игре малыши не только получают подарки-сюрпризы, но с огромным удовольствием учатся считать гостинцы.
Можно еще ввести некоторое усложнение этой игры для взрослых или более старших детей. Если игрок угадал, то он забирает все гостинцы себе. А вот если он не угадал, то он должен поделиться своими гостинцами и отдать их задавшему вопрос в таком же количестве. Например, первый игрок задал вопрос: "Чет или нечет", а второй игрок ответил "Чет" и не угадал, потому что в кучке было три гостинца. Значит, он должен отдать три гостинца первому игроку. Далее уже он сам выбирает кучку и задает вопрос третьему игроку и так дальше по кругу.
Раньше для игры также использовались маленькие сумочки-лакомники, куда можно было спрятать заработанные в игре подарки и поделиться ими со всеми.
Игра "Охлопок", очень простая игра. Все становятся в один кружок и бросают вверх кусок ваты (необходимо его распушить, рулончик ваты бросать бесполезно - не полетит. Задача состоит в том, чтобы не дать вате упасть. Тот игрок, возле кого охлопок падает, платит фант (поет песню, кукарекает, читает стихотворение и т.д.). Поэтому все стараются максимально побыстрее отдуть охлопок от себя к соседу. Охлопок летает то выше, то ниже, поэтому игроки то приседают, то встают на цыпочки, то наклоняются. Обычно получается очень смешная картинка.
Каблограмма (семейная игра для взрослых и детей с 5-6 лет, знающих буквы). В эту интересную игру можно поиграть на прогулке, в дороге, дома. Вам понадобится только бумага и карандаш. Как играть: шаг 1. Напишите на листе бумаги в столбик имя (ребенка, бабушки, Ваше имя, кличку собаки и т.д.). Можно написать и просто слово. Слово должно состоять из 5 и более букв. Шаг 2. Вместе с детьми придумайте свое толкование этого слова, т.е. предложение, в котором слова начинаются с букв заданного слова, следуя по порядку. Пример 1.
Г - Гигантский
Р - робот
И - ищет
Ш - шапку
А - атамана
Предложение получилось такое: "Гигантский робот ищет шапку атамана".
Другой вариант этого имени: "Громкий рык испугал шагающего артиста". Или: "Говорили разбойники инспектору: "Шестого арестовали". Или: "Гусь разлегся, изображая шкуру антилопы".
Пример 2.
С - Сергей
В - вечером
Е - ел
Т - твёрдый
А - абрикос.
Получилось предложение: "Сергей вечером ел твердый абрикос".
Предложение должно иметь смысл, правда можно также допускать некоторые элементы фантастики или юмора.
Найди сюрприз (клад), играть в эту игру можно всей своей семьей (задание придумывают родители). Для малышей задание будет исполнено в картинках, для старших дошкольников и младших школьников - в виде карточек со словами ("стол", "на окне", "в шкафу").
Шаг 1.Спрячьте незаметно от детей все сюрпризы в разных местах квартиры.Для самых маленьких можно нарисовать план - как идти к кладу. На плане обязательно обозначить то место, с которого будет начинать ребенок (как познакомить ребенка с планом в игре Вы можете узнать в статье "Ориентация в пространстве: игры с детьми").Для детей постарше (которые уже учатся читать, уже умеют читать) разложить можно подсказки пути в виде слов или коротких фраз. Например, подсказка для детей 5-7 лет - на записке написано крупными буквами слово "окно". Значит, нужно искать очередной следующий указатель пути на каком-то окне в квартире. Для детей с 7 лет подсказка может быть другой: "Ищи на окне". Или подсказка в виде загадки, ребуса, задания "угадай пропущенное слово".
Шаг 2. Ребенок ищет сюрприз по плану, по указателям пути на столе нашли записку со словом "окно", пошли искать на окнах. На окне в кухне нашли подсказку "шкаф". Обошли разные шкафы дома и нашли подсказку "диван". На диване под подушкой нашли сюрприз.
Шаг 3. Ребенок обязательно получает свой сюрприз (календарик, мелкую игрушку, листочек с рисунком и т.д.), даже если ему понадобилась помощь в пути.
Игра очень интересна детям, они в ней с удовольствием читают слова и учатся пользоваться планом.
Найди и назови.Ищем в комнате все предметы, в которых есть "Сашина буква" (то есть буква С), мамина буква и так далее. Называем все предметы по очереди по кругу (все игроки по очереди подбирают слова с одной заданной буквой
Игра "Снежный ком", развивает лучше память. В ней можно называть любые воображаемые подарки, самые фантастические.Садитесь в круг. Первый игрок, например, папа, начинает фразу: "Мне Дед Мороз (или любой другой персонаж) подарил …" и добавляет конкретный подарок, например, краски. Второй игрок, например, ребенок повторяет за первым: "Папе Дед Мороз подарил краски" и продолжает фразу: "А мне он подарил коньки". Третий игрок повторяет то, что говорили первый и второй, добавляя своё, например: "Папе Дед Мороз подарил краски. Диме он подарил коньки. А мне он подарил мешок счастья". Повторять до тех пор по кругу, пока кто-то не ошибется. Задача - не ошибиться до последнего!
Игра в перевертыши. Игра подходит для взрослых и детей школьного возраста. Задача игроков - разгадать самые известные выражения, сказанные наоборот. За каждое отгаданное выражение игрок получает одну фишку. Победит тот, кто отгадает больше всего перевертышей, после награждается медалью. Остальные игроки тоже награждаются, но - грамотой за участие в игре. Но сначала нужно привести игрокам несколько примеров перевертышей и их отгадок, а затем начинать свою веселую игру с загадками:
- Счастье перемещается кучами. (Беда одна не приходит).
- Начал развлекаться - трусливо сиди дома. (Кончил дело - гуляй смело).
- Скрыл что водоросль - выходи из аквариума. (Назвался груздем - полезай в кузов).
- Собак пугать - по городу гулять (Волков бояться - в лес не ходить).
- От смелостизатылок мал (У страха глаза велики).
- Лысина - мужское безобразие (Коса - девичья краса).
- На милиционере валенки мокнут (На воре шапка горит).
- С безделья ты отпустишь всех кальмаров в океан (Без труда не выловишь и рыбку из пруда).
- Разведчик под Москвой бросит (Язык до Киева доведет).
- Коляски чистоты пугаются (Танки грязи не боятся).
- Испортил отдых - сиди тихо (Кончил дело, гуляй смело).
Раздел 2: развивающие игры. "Если бы я был король", развивает воображение. Перед игрой договоритесь со своими детьми, откуда можно брать вещи для нее (из детской, или только из гостиной и т.д.). И скажите, что правило игры - после использования все вещи нужно будет разложить по местам.Как правильно играть. Поделитесь на две команды. Например, папа и один ребенок. И мама и один ребенок. Можно играть и вдвоем.
Шаг 1. Начинает первая команда (выбирает ее по жребию). Они говорят: "Если бы я был (далее называется роль, например, король), то у меня были бы (далее называются 5 предметов, например, трон, корона, слуги, дворец, мантия).
Шаг 2. Другая команда за выделенные им 3-5 минут должна быстро найти эти вещи в комнате. Например, шарф может стать красивой мантией. Если стул задрапировать покрывалом, то будет трон. По сигналу приготовления заканчиваются.
Шаг 3. Вторая команда представляет первой, что она придумала. А первая оценивает. Затем команды меняются местами, и игра повторяется.
Для игры можно брать разные роли: профессии (доктор, капитан корабля), сказочные герои (золушка, король, Буратино и др.)
В конце всей игры все вещи раскладываются по их местам.
Вчера празднлвали нашу свадьбу и выбрав ведущим - Сергея ни на минуту не пожалели ! Все гости под впечатлением,все было на высшем уровне : начиная от обсуждения моментов связанных с мероприятием и заканчивая завершением нашего вечера ! Сергей,как ведущий чувствовал публику...